В случае продления или заключения нового контракта ОСАГО с целью рассчитать окончательную стоимость страховки используется КБМ (коэффициент «бонус-малус»). В зависимости от ряда факторов (кол-во ДТП, суммы страховых выплат отнесенные на заключившего договор лицо за предыдущие периоды) коэффициент КБМ может уменьшить или увеличить стоимость полиса ОСАГО. Данный коэффициент обновляют каждый год. В случае вождения авто без аварий за 10 лет КБМ может достигнуть макс. значения в 0.5 (равнозначно скидке равной 50% от стоимости самого полиса).
Правда, единственный момент, который можно отметить – это то, что для отправки запроса на проверку, требуется поставить галочку и тем самым согласиться на обработку персональных данных сайтом.
Обращаем Ваше внимание, что проверка коэффициента КБМ доступна только резидентами и гражданам Российской Федерации.
Согласие с обработкой персональных данных
Когда вводятся данные о транспортном средстве необходимые поля требуется заполнять только цифрами и буквами латыни и кириллицы.
В случае если договор заключен без ограничения водителей, допущенных к управлению ТС, то в этом случае в полях запроса указываются след. данные:
Пример формы проверки КБМ для физического лица с ограничением по кол-ву лиц, допущенных к управлению, приведен ниже.
Важно: для получение верной информации в поле дата запроса указать верную дату – дата должна соответствовать дате начала действия нового договора (полиса), но не быть датой ранее следующего дня после окончания срока действия предыдущего договора. Далее сразу после подтверждения кода (запрошенного в целях безопасности) на страничке будет показана информация по вашему запросу КБМ.
Распространенные вопросы-ответы по КБМ
Когда все указывает на то, что КБМ задан в базе неверно, в это случае нужно заняться вопросом его восстановления. Начиная с декабря 2015 г. вступила в силу упрощенная схема корректировки КБМ. По этой схеме достаточно заполнить и подать заявление о несогласии в страховую компанию, где сам страхователь заключил или же только намеревается заключить договор страхования. На основании этого заявление страховая компания уже сама проводить проверку КБМ в базах РСА. Если в ходе проверки она выявляет несоответствия, то она самостоятельно корректирует значение КБМ.
В случае если по упомянутому выше варианту восстановить коэффициент КБМ не представляется возможным, тогда нужно подготовить и подать жалобу в РСА, как следующую по иерархии, структуру, которая ведет и контролирует работу страховых организаций. Чтобы направить жалобу о факте неправильного применения коэффициента «бонус-малус» нужно заполнить заявление в Союз РСА. Форма данного заявления-обращения располагается в подразделе «Подать жалобу в РСА». При подаче жалобы также потребуется вложить копию паспорта и копию водительского удостоверения. При оформлении заявления обязательным к указанию являются:
Заявление в РСА для восстановления КБМ
При заполнении данного документа с ошибками или при отсутствии требуемых к вложению документов, заявление с жалобой не будет принято к рассмотрению. Заявление пересылается в виде скан-копий с приложениями на адрес РСА (см. контакты Объединения РСА), предоставляется лично в одно из представительств РСА либо отправку можно произвести по обыкновенной почте. Стандартный срок на рассмотрение заявление и проверку КБМ по базе службами РСА составляет 30 календарный дней.
Сразу после корректировки КБМ службами РСА корректные значения вносятся и обновляются в АИС РСА и в этом случае скидка уже рассчитывается правильно. В случае ситуации с переплатой по полису ОСАГО, процесс идет через обращение к ЦБ, а именно: по факту подтверждения переплаты страховая компания осуществляет перевод страхователю переплаченную сумму по указанным реквизитам.
Говоря про коэффициент КБМ можно однозначно сказать, что это один из наиболее значимых показателей, который влияет на скидку, а следовательно и на конечную цену за страховой полис ОСАГО. Или если по простому, то это скидка, которая относится к стоимости полиса за безаварийную езду в предыдущие периоды страхования.
КБМ может иметь как значение повышающее стоимость полиса значение, так и снижающее. Это зависит от страховых случаев, их кол-ва и страховых выплат по страхователю. Когда водитель только начал свой водительский стаж, то КБМ равен 1, за каждый последующий год езды без аварий КБМ снижается на 0,05 (на 5% в исчислении скидки). Наибольшая скидка в размере 50% (КБМ = 0,5) может быть достигнута за десять лет безаварийной езды в течение 10 лет подряд. В настоящий момент имеется 15 классов по страхованию, в которых используется к расчету коэффициенты КБМ.
Описание КБМ и условий применения на сайте РСА
Если имеются разногласия по части примененного КБМ, то всегда можно обратиться к АИС РСА с заявлением о проверке корректности коэффициента. В случае если по данным службы АИС РСА выясняется, что страховщик применил некорректное значение, то применяется обновленный КБА и стоимость полиса пересчитывается. Новое значение будет действовать для заключенного нового договора ОСАГО и для последующих договоров при условии поддержания статуса водителя с безаварийной ездой. Заявление при этом подается страхователем не в РСА, а в свою страховую компанию и последняя уже самостоятельно осуществляет запрос и корректировку через систему АИС РСА.
Загружать данные в АИС в праве только представители страховых компаний – РСА не имеет прав и полномочий на такие загрузки и корректировки. По правилам страховая компания, где оформляется полис ОСАГО, обязана в течение 1 дня подавать информацию о выданном полисе (заключенном контракте страхования) в Автоматизированную информационную систему РСА.
Наиболее распространенные вопросы по КБМ
По статистике наиболее вероятными причинами завышения коэффициента бонус-малус (КБМ) являются две:
Когда у владельца полиса происходит смена фамилии или водительского удостоверения в его обязательства входит письменное информирование страховой компании о таковых изменениям. На основании этого обращения страховщик вносит поправки в базу РСА.
Сделать расчет своего коэффициента КБМ можно как самостоятельно, так и с помощью посвященного этой теме раздела на портале Российского союза автостраховщиков и в этом же разделе можно изучить детали и прочие условия расчета КБМ для частных случаев.
Расчет КБМ на сайте РСА самостоятельно
При договоре ОСАГО с ограничение количества лиц допущенных к управлению, коэффициента бонус-малус расчитывается в применении к каждому водителю. При этом результирующий коэффициент, используемый при расчете страховой премии, берется с водителя, имеющего КБМ с наивысшим (худшим из всех водителей) коэффициентом. С вариантом без ограничения количества лиц к управлению КБМ расчет ведется в привязке к данным по истории собственника, который будет указан в полисе ОСАГО.
Если по результату отправки заявления на корректировку КБМ ответ страховщика неприемлем для страхователя, то смело следующим шагом можно обращаться в РСА, как следующую инстанцию, контролирующую эту деятельность в РФ. На сайте РСА есть раздел Обратиться в РСА, где достаточно подробно расписан порядок действий и обращений с жалобами.
Как обратиться в РСА
Чтобы подать заявление с жалобой необходимо само заявление по форме с сайта РСА, копия паспорта, копия водительского удостоверения. Форма заявление доступна для скачивания в том же разделе (на странице, указанной выше). В самом заявлении для оперативного рассмотрения вашего вопроса потребуется обязательно отразить следующее:
Заявление по КБМ в РСА
Помимо основных сведений перечисленных выше в заявлении также необходимо в краткой форме изложить суть обращения. Обозначить в жалобе факт подачи в страховую заявления о несогласии с использованным КБМ и отсутствие результата по решению вопроса в Вашем заявлении. Также в обращении с жалобой страхователь поясняет причины своего несогласия.
Когда обращающейся стороне требуется осуществить проверку по определенному или определенным водителям из полиса ОСАГО, то в обращении-заявлении указываются ФИО (полностью), дата рождения и данные водительских прав (ВУ) водителей. К заявлению в РСА прикладывается также копия документа водителя (ВУ и Паспорт РФ). Рассмотрение и принятие решения по обращениям страхователей занимает от 10 до 30 календарных дней.
Контактная информация РСА
При наличии вопросов у РСА также имеется горячая телефонная линия организации: 8 800 200 22 75 (для регионов и мобильных) или для жителей Москвы (495) 641 27 85. Заявление с жалобой предоставляется по почте или лично по адресу: г. Москва, улица Люсиновская, дом 27, строение 3. Электронный формат подачи сканов также возможен по адресу: request@autoins.ru.
СтраховкаМигом.ру ▸ Проверить полис ОСАГО ▸ Проверить КБМ по базе РСА