Проверить КБМ по базе РСА. Восстановление понижающего коэффициента бонус-малус

Для проверки КБМ необходимо ввести данные водителя и его водительского удостоверения



Данные водителя:







Пример: 31.12.1985


Серия и номер водительского удостоверения:



Только цифры





В случае продления или заключения нового контракта ОСАГО с целью рассчитать окончательную стоимость страховки используется КБМ (коэффициент «бонус-малус»). В зависимости от ряда факторов (кол-во ДТП, суммы страховых выплат отнесенные на заключившего договор лицо за предыдущие периоды) коэффициент КБМ может уменьшить или увеличить стоимость полиса ОСАГО. Данный коэффициент обновляют каждый год. В случае вождения авто без аварий за 10 лет КБМ может достигнуть макс. значения в 0.5 (равнозначно скидке равной 50% от стоимости самого полиса).

Как узнать КБМ и рассчитать с ним ОСАГО


Зачастую, к сожалению, автовладельцы к удивлению для самих себя выясняют, что скидка по КБМ для них более не действует. При таких вводных необходимо сразу проверять данные учтенные в базе АИС от РСА. Такая проверка в базе РСА бесплатна и имеет доступность для всех и при этом требует времени не более одной минуты. Чтобы сделать такую проверку КБМ достаточно на сайте РСА проследовать по маршруту: ОСАГО / Расчет стоимости полиса ОСАГО / Проверить КБМ.

Правда, единственный момент, который можно отметить – это то, что для отправки запроса на проверку, требуется поставить галочку и тем самым согласиться на обработку персональных данных сайтом.

Обращаем Ваше внимание, что проверка коэффициента КБМ доступна только резидентами и гражданам Российской Федерации.


Согласие с обработкой персональных данных

Проверка КБМ для юридического лица

В случаях, когда в качестве собственника автомобиля выступает не физическое лицо, а юридическое лицо, то для проверки КБМ потребуется указать следующие данные:

  • ИНН компании-собственника транспортного средства;
  • Номер VIN или номер государственных знаков;
  • Номера шасси и кузова (помимо VIN номера);
  • Дата начала договора страхования или доп. соглашения к договору (при продлении).

Когда вводятся данные о транспортном средстве необходимые поля требуется заполнять только цифрами и буквами латыни и кириллицы.

Проверка КБМ для физического лица

Для уточнения КБМ физ. лица, который является собственником ТС, при условии что договор заключен с указанием ограниченного кол-ва лиц, допущенных к управлению ТС, необходимо заполнить поля:

  • ФИО всех водителей;
  • Данные водительских удостоверений (ВУ), а именно – серия и номер;
  • Число, месяц и год рождения также для всех водителей;
  • Дата начала договора или дополнительного соглашения к договору.

В случае если договор заключен без ограничения водителей, допущенных к управлению ТС, то в этом случае в полях запроса указываются след. данные:

  • ФИО собственника транспортного средства;
  • Дата рождения собственника (число, месяц, год);
  • Тип подтверждающего личность документа (серия и номер);
  • Номер VIN или номер государственных знаков, полученных при регистрации;
  • Номера кузова и шасси (в дополнение к VIN-номеру);
  • Дата начала договора страхования или доп. соглашения к договору (при продлении).

Пример формы проверки КБМ для физического лица с ограничением по кол-ву лиц, допущенных к управлению, приведен ниже.


Важно: для получение верной информации в поле дата запроса указать верную дату – дата должна соответствовать дате начала действия нового договора (полиса), но не быть датой ранее следующего дня после окончания срока действия предыдущего договора. Далее сразу после подтверждения кода (запрошенного в целях безопасности) на страничке будет показана информация по вашему запросу КБМ.

Восстановление КБМ

В ситуации, когда по вашим расчетам скидка исходя из коэффициента КБМ должна быть больше, а в базе (на сайте) это не зафиксировано, то перед обращением к автостраховщику для восстановления КБМ и перед подачей жалобы в союз РСА, Вам необходимо убедиться в следующих моментах:

  • Достоверна ли информация, что за прошедший период страхования за страхователем не было страховых случаев и компенсаций;
  • Действительно ли пройден полный календарный год. Каждый год скидка на полис ОСАГО увеличивается на 5%. Если период, который пройдет, меньше, то в этом случае скидка остается без изменений (т.е. на прежнем уровне);
  • Не пройден ли срок более 1 года с момента завершения срока действия договора страхования ТС. Значение коэффициента КБМ хранится в течение 1 года после завершения срока действия последнего полиса ОСАГО. Соответственно, если в этот период договор страхования ТС более не продлевается, то скидка в этом случае скидывается на 0% (т.е. происходит обнуление скидки).

Распространенные вопросы-ответы по КБМ


Когда все указывает на то, что КБМ задан в базе неверно, в это случае нужно заняться вопросом его восстановления. Начиная с декабря 2015 г. вступила в силу упрощенная схема корректировки КБМ. По этой схеме достаточно заполнить и подать заявление о несогласии в страховую компанию, где сам страхователь заключил или же только намеревается заключить договор страхования. На основании этого заявление страховая компания уже сама проводить проверку КБМ в базах РСА. Если в ходе проверки она выявляет несоответствия, то она самостоятельно корректирует значение КБМ.

В случае если по упомянутому выше варианту восстановить коэффициент КБМ не представляется возможным, тогда нужно подготовить и подать жалобу в РСА, как следующую по иерархии, структуру, которая ведет и контролирует работу страховых организаций. Чтобы направить жалобу о факте неправильного применения коэффициента «бонус-малус» нужно заполнить заявление в Союз РСА. Форма данного заявления-обращения располагается в подразделе «Подать жалобу в РСА». При подаче жалобы также потребуется вложить копию паспорта и копию водительского удостоверения. При оформлении заявления обязательным к указанию являются:

  • Фамилия, Имя, Отчество (Полностью и разборчиво);
  • Дата рождения (чч.мм.гггг);
  • Данные водительского удостоверения (серия, номер).

Заявление в РСА для восстановления КБМ


При заполнении данного документа с ошибками или при отсутствии требуемых к вложению документов, заявление с жалобой не будет принято к рассмотрению. Заявление пересылается в виде скан-копий с приложениями на адрес РСА (см. контакты Объединения РСА), предоставляется лично в одно из представительств РСА либо отправку можно произвести по обыкновенной почте. Стандартный срок на рассмотрение заявление и проверку КБМ по базе службами РСА составляет 30 календарный дней.

Сразу после корректировки КБМ службами РСА корректные значения вносятся и обновляются в АИС РСА и в этом случае скидка уже рассчитывается правильно. В случае ситуации с переплатой по полису ОСАГО, процесс идет через обращение к ЦБ, а именно: по факту подтверждения переплаты страховая компания осуществляет перевод страхователю переплаченную сумму по указанным реквизитам.

РСА КБМ — расчет коэффициента бонус-малус

Говоря про коэффициент КБМ можно однозначно сказать, что это один из наиболее значимых показателей, который влияет на скидку, а следовательно и на конечную цену за страховой полис ОСАГО. Или если по простому, то это скидка, которая относится к стоимости полиса за безаварийную езду в предыдущие периоды страхования.

КБМ может иметь как значение повышающее стоимость полиса значение, так и снижающее. Это зависит от страховых случаев, их кол-ва и страховых выплат по страхователю. Когда водитель только начал свой водительский стаж, то КБМ равен 1, за каждый последующий год езды без аварий КБМ снижается на 0,05 (на 5% в исчислении скидки). Наибольшая скидка в размере 50% (КБМ = 0,5) может быть достигнута за десять лет безаварийной езды в течение 10 лет подряд. В настоящий момент имеется 15 классов по страхованию, в которых используется к расчету коэффициенты КБМ.

Описание КБМ и условий применения на сайте РСА


Если имеются разногласия по части примененного КБМ, то всегда можно обратиться к АИС РСА с заявлением о проверке корректности коэффициента. В случае если по данным службы АИС РСА выясняется, что страховщик применил некорректное значение, то применяется обновленный КБА и стоимость полиса пересчитывается. Новое значение будет действовать для заключенного нового договора ОСАГО и для последующих договоров при условии поддержания статуса водителя с безаварийной ездой. Заявление при этом подается страхователем не в РСА, а в свою страховую компанию и последняя уже самостоятельно осуществляет запрос и корректировку через систему АИС РСА.

Загружать данные в АИС в праве только представители страховых компаний – РСА не имеет прав и полномочий на такие загрузки и корректировки. По правилам страховая компания, где оформляется полис ОСАГО, обязана в течение 1 дня подавать информацию о выданном полисе (заключенном контракте страхования) в Автоматизированную информационную систему РСА.

Наиболее распространенные вопросы по КБМ

По статистике наиболее вероятными причинами завышения коэффициента бонус-малус (КБМ) являются две:

  • Страховая компания не подала своевременно обновленные сведения в АИС РСА;
  • Изменение Фамилии страхователя или замена ВУ;

Когда у владельца полиса происходит смена фамилии или водительского удостоверения в его обязательства входит письменное информирование страховой компании о таковых изменениям. На основании этого обращения страховщик вносит поправки в базу РСА.

Сделать расчет своего коэффициента КБМ можно как самостоятельно, так и с помощью посвященного этой теме раздела на портале Российского союза автостраховщиков и в этом же разделе можно изучить детали и прочие условия расчета КБМ для частных случаев.

Расчет КБМ на сайте РСА самостоятельно

При договоре ОСАГО с ограничение количества лиц допущенных к управлению, коэффициента бонус-малус расчитывается в применении к каждому водителю. При этом результирующий коэффициент, используемый при расчете страховой премии, берется с водителя, имеющего КБМ с наивысшим (худшим из всех водителей) коэффициентом. С вариантом без ограничения количества лиц к управлению КБМ расчет ведется в привязке к данным по истории собственника, который будет указан в полисе ОСАГО.

Если по результату отправки заявления на корректировку КБМ ответ страховщика неприемлем для страхователя, то смело следующим шагом можно обращаться в РСА, как следующую инстанцию, контролирующую эту деятельность в РФ. На сайте РСА есть раздел Обратиться в РСА, где достаточно подробно расписан порядок действий и обращений с жалобами.

Как обратиться в РСА

Чтобы подать заявление с жалобой необходимо само заявление по форме с сайта РСА, копия паспорта, копия водительского удостоверения. Форма заявление доступна для скачивания в том же разделе (на странице, указанной выше). В самом заявлении для оперативного рассмотрения вашего вопроса потребуется обязательно отразить следующее:

  • Дата и номер письменного обращения к страховой компании о несогласии со взятым к расчету значением КБМ;
  • Название страховой компании по которой возникла жалоба;
  • ФИО страхователя полностью;
  • Дата рождения страхователя (дд.мм.гггг);
  • Серия, номер, дата выдачи паспорта РФ;
  • Серия, №, дата выдачи ВУ, а также серия, № и дата выдачи предыдущих ВУ (если применимо и при наличии информации);
  • Номер текущего (действующего) полиса ОСАГО;
  • Номер полиса ОСАГО предыдущего договора;
  • Подпись и дата заявителя.

Заявление по КБМ в РСА

Помимо основных сведений перечисленных выше в заявлении также необходимо в краткой форме изложить суть обращения. Обозначить в жалобе факт подачи в страховую заявления о несогласии с использованным КБМ и отсутствие результата по решению вопроса в Вашем заявлении. Также в обращении с жалобой страхователь поясняет причины своего несогласия.
Когда обращающейся стороне требуется осуществить проверку по определенному или определенным водителям из полиса ОСАГО, то в обращении-заявлении указываются ФИО (полностью), дата рождения и данные водительских прав (ВУ) водителей. К заявлению в РСА прикладывается также копия документа водителя (ВУ и Паспорт РФ). Рассмотрение и принятие решения по обращениям страхователей занимает от 10 до 30 календарных дней.

Контактная информация РСА

При наличии вопросов у РСА также имеется горячая телефонная линия организации: 8 800 200 22 75 (для регионов и мобильных) или для жителей Москвы (495) 641 27 85. Заявление с жалобой предоставляется по почте или лично по адресу: г. Москва, улица Люсиновская, дом 27, строение 3. Электронный формат подачи сканов также возможен по адресу: request@autoins.ru.


СтраховкаМигом.руПроверить полис ОСАГО Проверить КБМ по базе РСА